Заводя разговор о состоянии рынка автострахования в нашей стране, нужно
понимать, что общие тенденции этой сферы услуг будут во многом
совпадать с тем положением, в котором находится, собственно,
автомобильный рынок. Аналитики часто акцентируют внимание на том, что
все кризисные явления, которые коснулись авторынка в России, с
некоторой временной задержкой проявили себя и на уровне страхования.
Вполне ожидаемо, что и восстановление после «провального» прошлого
года, сегодня наблюдаемое на автомобильном рынке, во втором полугодии
коснется и автострахования.
Другими словами, по итогам 2010 года эксперты вполне законно
ожидают некоторого оживления и даже прироста в этой сфере услуг.
«Поскольку кризис в страховании всегда протекает с некоторым лагом, то
в первой половине 2010 года еще продолжались кризисные тенденции 2009
года, – развивает тему Александр Горин, заместитель генерального
директора по автострахованию компании «АльфаСтрахование». – Российский
рынок автострахования может недосчитаться еще около 25 компаний. Если в
2009 году РСА выплатила из своих фондов около 3,5 млрд руб., то в 2010
году может выплатить до 5 млрд. Однако рынок стал оживать, в том числе
за счет госпрограммы покупки автомашин в обмен на «автохлам». Рынок
начал выбираться из «ямы», как по каско, так и по ОСАГО».
Для адекватной оценки существующей ситуации с тарифами
необходимо напомнить основные тенденции прошедшего полугодия.
Наблюдаемое падение по каско в начале 2010 года нашло свое отражение в
итогах первого квартала, когда рынок сократился на 10–15%. Однако
второй квартал этого года показал улучшение: объемы продаж, по разным
экспертным оценкам, скорее всего, покажут сокращение от 5–7% до
максимум 10%. «Второй квартал, скорее, оптимистичный, намечается
определенное оживление в кредитовании населения, конца года ждем со
сдержанным оптимизмом», – говорит Алексей Володяев, руководитель
департамента андеррайтинга страховой компании «МАКС». Рынок ОСАГО
показал прирост по первому кварталу в немалой степени и оттого, что
были изменены территориальные коэффициенты с апреля прошлого года.
«Между тем объем продаж в количественном изменении вырос на 1,5% против
объема премии, которая выросла на 15% за первый квартал этого года, –
заявил Александр Горин. – В целом, мы ожидаем прироста по ОСАГО в
первом полугодии в 10%».
Откровенно говоря, самое главное, что интересует рядового
потребителя во всей этой аналитике и расчетах, так это ответ на
конкретный вопрос: стоит ли ожидать повышения стоимости по каско в
осенне-зимний период или все пока останется в том виде, как есть?
Мнения экспертов в этом вопросе прямо противоположные. Алексей
Володяев, к примеру, убежден, что повышения стоимости пакета услуг в
ближайшем будущем не предвидится и, более того, с улучшением общей
экономической ситуации нужно будет ждать, скорее, их понижения,
поскольку конкуренция на рынке автостраховщиков весьма высока, а в
борьбе за потребителя понижение цен – самый выигрышный ход. Однако
противоположная точка зрения выглядит более обоснованной. Если
продолжать исходить из простого наблюдения о том, что все основные
тенденции автомобильного рынка всегда отражаются на автостраховании,
только с некоторой временной задержкой, повышение тарифов выглядит
гораздо более вероятным событием. Как утверждает Александр Горин, рост
стоимости страховки произойдет по 2 причинам:
1. рост страховой суммы;
2. незначительный рост тарифа.
Основные тенденции авторынка таковы, что сейчас стоимость машин,
как новых, так и старых, растет. Согласно аналитическим оценкам, по
итогам 2010 года новые автомобили подорожают на 15%, подержанные – на
30%. Этот рост пропорционально отразится на стоимости страховки. Если
вырастет стоимость автомобиля, то вырастет сумма страховой премии.
Однако поскольку резкого роста цен на машины не ожидается, сам тариф
если и изменится, то незначительно.
Для наглядности давайте проведем небольшие расчеты исходя из
«среднестатистического тарифа» по страховке автомобиля. Разумеется, что
в различных компаниях такой «усредненный» договор будет выглядеть
по-разному. Например, в компании «МАКС» чаще всего страхуемый сегмент –
это иномарки стоимостью до 500 тыс. руб., средний тариф по этому
сегменту составляет около 8%. В денежном эквиваленте это будет равно 40
тыс. руб. Услуги стандартные: круглосуточная диспетчерская служба,
эвакуатор, выезд аварийного комиссара на место ДТП, прием заявления и
оформление документов по страховому случаю без сбора справок из ГИБДД.
Наиболее популярные страхуемые машины в компании «АльфаСтрахование» –
это тоже иномарки. А чаще всего договор заключается на Volkswagen
Passat. Средняя стоимость тарифа колеблется в районе 50 тыс. руб. Если
увеличение стоимости каско неизбежно и находится в пропорциональной
зависимости от ожидаемого роста цен на иномарки, то повышение тарифов
на 5–10 тыс. руб. к концу текущего года выглядит вполне логичным
последствием.
Трушина Н.